Всё началось примерно за полтора месяца до нового года. После которого 10 дней выходных. И вроде есть возможность наконец-то пойти в отпуск (фактически 5 лет не был). Планы скататься в Индию. Солнце. Море. Но вдруг раздается звонок от моего друга Димы из Киева.
- Ты в отпуск собираешься?
- Да, в Индию.
- Есть предложение в Алматы на Чимбулак на лыжах покататься...
(я задумался, так как никогда не был в зимних горах, но солнце, море побеждают и я типа отмазываюсь)
- Не, самолет дорого в Алматы, я лучше в Индию за те же деньги.
- Я вот думаю, если экипаж соберется, то на машине...
- Я согласен!

С этого дня началась подготовка к поездке. В мои задачи, как штурмана, входила разработка маршрута, покупка навигации и прочие организационные дела. В Киеве тем временем началась модернизация машины (установка бензинового Вебасто в дизельный Ниссан Патрол 1998 года) и поиск второго водителя. С этим оказалось сложнее - ранее согласившийся человек, когда понял, что мы на самом деле собираемся серьезно ехать в Алматы в январе на машине, отказался, сказав что его не отпускает жена. Еще одна кандидатура отказалась по каким-то другим причинам. Поездка грозила срывом - ехать фактически вдвоем да и одной машиной было стремно. Но, случилось чудо. С моим другом работает Дядя Анастасович, который 40 лет назад, когда подымали целину, развозил в Казахстане зерно по элеваторам. 63 года не помеха. Для Дяди Анастасовича это была возможность вернуться в шальную молодость. В итоге экипаж сформировался в таком виде: Анастасович (запасной водитель), Дима (основной водитель), его 13-летний сын (неизменный участник наших поездок уже несколько лет) и я (штурман).

далее будут приведены затраты в национальных валютах, для удобства расчета приведен примерный курс к доллару:
5 украинских гривны = 1 долл
29 российских рублей = 1 долл
130 казахских тенге = 1 долл

также далее основное время будет указано киевское, а в скобках необходимая поправка, чтобы вычислить местное время (киевское время на 1 час меньше московского).

имена файлов с фотографиями имеют следующую расшифровку:
первые 6 цифр - последние две цифры года, месяц, день (например, 051231 - 2005 год, 12 месяц, 31 число)
последние 4 цифры - примерное киевское время, когда сделано фото (например, 1400 - 2 часа дня 0 минут)
индекс "dig" - снято на цифровую камеру
индекс "neg" - снято на пленочную камеру

забегая вперед, на картинке итоговый маршрут нашего путешествия
31 декабря 2005 г

Днем загрузили машину вещами. В багажник на крыше, кроме двух пар лыж и ботинок, влезли 4 пары валенок, несколько тулупов, маленькие канистры. Машина загружена под завязку - личные вещи, еда в виде сухарей, бутербродов, нескольких ящичков воды, сока, бёрна (это для меня), ящик с инструментами, джэк, цепи, газовый балон с горелкой, спальники, большая канистра с авиакеросином и канистра для солярки, большой сверток полиэтилена, альпинисткая веревка с карабинами, авиационный тросс и т.д.
1 января 2006 г

Примерно 8-30 утра, выезжаем . Надо сказать, что время было выбрано очень удачно - впереди по Украине и России дороги были пустые - ни машин ни людей :) Температура воздуха -1. Погода хорошая.
11-05 Проехали 200 км. Первая остановка под Лубнами. Заправили 78 л солярки на 290 гривен.
14-35 Проехали уже 520 км. Пересекаем границу в Гоптивке.

Заплатили за страховку 673.20 рос руб., а за временный ввоз почему-то ничего. Вообще с этими страховками и временными ввозами постоянно разные цифры на границе. На Чайку за три года поездок в Россию на выставки и ралли ни разу не было двух одинаковых сумм.

15-55 (+1) Выезжаем уже с российской таможни. Впереди следующий участок пути. Температура -3. У нас с собой были российские рубли, поэтому до самого Казахстана наличием в городах обменных пунктов не интересовались.

17-30 (+1) Остановились заправиться перед Корочей. Залили 50 литров солярки по 15-50 руб и двигаем на Старый Оскол.

21-10 (+2) Перед Воронежем на Посту ГАИ останавливают для проверки документов. От Киева проехали 812 км. Через 10 минут останавливаемся на заправке проверить масло. Всё в норме. Надо сказать что за месяц до поездки навернулся мотор, пришлось сделать капремонт двигателю и до этой поездки машина успела пройти за пару недель порядка 300 км.

2 января

0-50 (+2) За Борисоглебском находим заправку с соляркой. (Перед въездом в город на посту ДПС короткая остановка - спросили документы). Не заправились - солярка летняя, а температура чем ближе к Казахстану всё ниже и ниже. В километре на Юкосе по 14,60 заливаем полный бак - 60 литров на 876 рубл. и едем дальше. От Киева проехали 1054 км.

5-40 (+2) Стоим на шлагбауме перед въездом в Саратов. Первый раз увидели поднимающиеся с дороги барьеры, препятствующие проезду через перезд при опущенном шлагбауме. На Украине ни разу такого не видали.
6-20 (+2) Остановили перед мостом на Энгельс для проверки документов (вроде как самый длинный мост не только в России, но и в Европе - 3 км). Проезд транзитного транспорта через мост почему-то запрещен, а у нас в миграционных картах было отмечено "транзит". Да и возникли небольшие проблемы с правами Дяди Анастасовича - в отличие от Украины, в России не действуют старые права - книжечка с гербом и буквами "СССР" :) На вопрос "Куда путь держите?" честно ответили "На лыжах кататься в горы под Алматой". Далее круглые глаза, челюсти упавшие, недоверчивый взгляд и досмотр машины. Проблему прав и ускоренный досмотр решили бутылкой украинской лучшей огненной воды и 270 р. От Киева проехали 1352 км.
На выезде из Энгельса заправка. Заливаем 79 литров дт на 1134 р и едем дальше.
10-00 (+2) . Остановились за Новоярославовицем кости размять. 1597 км уже проехали практически без остановок, если не считать заправки, таможню, посты ДПС, и "по нужде".
10-40 (+2) Российская таможня. 1650 км от Киева. Пока стоим в очереди, обнаруживаем что колесо, вроде бы пробитое до этого на трасе, конкретно спускает. Едем за 10 км в поселок, где, как нам сказали есть единственный ближайший шиномонтаж. Запаску ставить пока неохота - неизвестно что за населенные пункты впереди и, пока есть возможность, надо колесо бортировать. Шиномонтаж не работает. Рядом в магазине автозапчастей говорят, что владелец шиномонтажа празднует новый год.

Покупаем тут же самый дорогой насос (500 руб) и думаем, подкачивая колесо, ехать до Уральска, а там в городе точно будет работающий шиномонтаж. Но возникает мысль договориться с продавцом в автозапчастях. Обещаем ему и второму нормально заплатить и накрыть поляну, если он привезет мастера и он сделает нам колесо. Автозапчасти закрываются. Жигуленок уносится за владельцем шиномонтажа. Вечереет. Через два часа на жутком холоде и сильном ветре сами ставим запаску. Я окоченелыми пальцами срываю две резьбы из трех на креплении запаски на задней двери.
13-30 (+2) Мы на таможне. Второй раз. Почему-то таможеники нас не запомнили и не пускают без очереди. Через 40 минут мы уже двигаем в сторону казахского поста.

14-30 (+3) На казахском посту. И тут началось с того, что некоторые казахские таможенники очень плохо говорят по русски. Потом никто толком не говорит куда и в какое окно надо идти. И это всё при очень сильном ветре и при минус 17. Такое ощущение, что на ветру не меньше 40. Цель поездки "туризм" воспринимают очень странно. Закончилось полным досмотром машины. Вплоть до выгрузки вещей из рюкзаков, разворачивания спальников, даже лыжи из чехла доставали и ботинки осматривали.

В дополнение ко всему на таможне встретили фуру с украинскими номерами, которая выезжала из Казахстана. И водитель, когда увидел на нашей машине украинские номера, с испугом рассказывал, что дальше дорог нет, что сильные переметы, что морозы, что камазы теряют мосты, что фуры вытягивают гусеничной техникой, и что мы сумасшедшие. Посоветовал возвращаться и въезжать в Казахстан через Челябинск-Кустанай или даже через Челябинск-Петропавловск. Но мы решили, что возвращаться это не спортивно! :)

15-20 (+3) Выезжаем из таможни. Уже почти темно. Впереди нас ждет самое интересное, но пока хочется доехать скорее до Уральска и там переночевать. Сильный ветер. Переметы не высокие, но дороги почти не видно под ними. В добавок небольшой снег сильно снижает видимость. -17.
По дороге начала замерзать солярка. Был момент, когда скорость упала до 15 км/ч и мы так ехали около 30 минут. По чуть-чуть раскочегарилось (спас долитый до этого керосин). Доехали до Уральска и поселились в первой же гостинице, хотя и понимали, что она дороговатая. Сколько было времени, уже не помню, но было поздно - около 10-11 вечера по местному времени . Поужинали в ресторанчике вчетвером, выпили с Димкой водочки, и упали спать. Утро вечера мудренее - решили утром съездить на стоянку дальнобойщиков, разузнать там всё и принять решение ехать ли дальше или через Челябинск.

Гостиница "Пушкин" **** на проспекте Достык (Дружбы). За 2 2-х местных номера заплатили 280 долл. Ужин на четверых 130 долл. Завтрак на четверых 35 долл (+2 заправленных термоса кофе и чаем). Недалеко от гостиницы есть банкомат, обменный пункт нам в позднее время найти не удалось. В гостинице есть один компьютер с интернетом. Во дворе гостиницы охраняемая открытая парковка. Персонал на ресепшене говорит по английски (ну и по русски конечно) :) Утром расчитались долларами с бухгалтерией на ресепшене (решили попридержать наличные тенге из банкомата - еще не понятно что с обменниками дальше)

3 января

8-30 (+3) Выехали из гостиницы. Ищем шиномонтаж. Рядом с одним шиномонтажем произошел такой диалог
- Шиномонтаж скоро откроется?
- Да
- А через сколько? Час? Два?
- Неее, ребята, завтра или послезавтра.
Сказываются отголоски нового года :)
Погода хорошая, ясная. Без осадков. Но морозно -18.

К дальнобойщикам так и не поехали. Я с ребенком поехал утром в районное отделение МЧС. Рассказал о плане и цели нашей поездки и попросил рассказать о дорогах и погоде. На нас смотрели, как на сумасшедших - сказали что в январе одной машиной и экипажем, где один ребенок и один старик, никто по этим дорогам не ездит. Данные всех четверых и мобильные телефоны записали в какую-то книгу. Потом нам выдали телефоны Оперативно-Спасательных Отрядов и телефоны Оперативных Дежурных по всему маршруту - по этим телефонам можно узнать прогноз погоды, рекомендации по движению, по трассе, по перевалам. И выдали телефоны районых отделений "КазАвтоДор" по маршруту - по этим телефонам можно узнать состояние дорог, перевалов (закрыты или открыты). В каждом районном центре мы узнавали обстановку по области на несколько дней вперед и это очень помогло нам в дороге. Оперативные Дежурные в каждом районном центре, оказывались очень открытыми и дружелюбными людьми, которые давали полезные рекомендации как ехать, где лучше свернуть и где объехать, какие опасности могут поджидать (например ввиде коров или верблюдов, которых в определенное время выпускают из аулов попастись, и он может ночью выйти на дорогу).

Короче, СОВЕТ и РЕКОМЕНДАЦИЯ путешествующим в Казахстане (да наверно и не только там): потратьте время в городе на листание справочника "Желтые Страницы", найдите адрес местного МЧС, подъедте к ним и пообщайтесь - много полезной и нужной информации из первых рук для вашего путешествия.

Всетаки вернемся в Уральск :)

8-50 (+3) Нашли шиномонтаж. Через 30 минут всё готово и едем искать заправку с зимней соляркой. 500 тенге заплатили за бортировку. На шиномонтаже подходили люди и спрашивали что за номера на машине. Видимо не часто к ним ездят из Украины на машинах :)
9-50 (+3) Нашли заправку. Залили 50 литров зимней солярки по 72 тенге за литр (на 3627 тенге)

10-10 (+3) Выезжаем из Уральска в сторону Актюбинска. От Киева проехали 1820 км.
11-40 (+3) Остановились на перекрестке на выезде из Джамбейты размяться и проверить масло, долили 600 мл. Погода хорошая, ясная. Температура -9. Пройдено 1957 км.
Дальше дороги почти нет. Прощай асфальт. Хоть какой-то, но был асфальт. По пути увидели лису, которая гонялась возле дороги за сороками. Животные совсем не пугливые здесь.

До начала актюбинской области (около 200 км) дорогу проехали почти за 4 часа. На некоторых участках нельзя было ехать больше 30 км/ч.
15-15 (+3) Температура опустилась до -16. Очень быстро стемнело. Едем по Актюбинской области. Дорога в общем неплохая, начинаем привыкать.

18-50 (+3) Въехали в Актюбинск и сразу заехали на заправку "helios" залить зимней солярки. Залили 83 литра на 6040 тенге (по 72 тенге). Ищем гостиницу переночевать и рано утром выехать, чтобы по светлому проехать как можно побольше через степь. Температура -13. 2290 км проехали от Киева.
20-20 (+3) Поселились в небольшой гостинице "Илек". 2 двуместных номера по 4600 тенге, за охраняемую парковку во дворе гостиницы 400 тенге. Переночевать нормально. Около полуночи по местному времени сходили вчетвером в кафе рядом и поужинали быстро салатиками, борщем и мантами, заправили 2 термоса чаем и кофе (5000 тенге). Пока искали гостиницу, не встретили ни одного обменного пункта в Актюбинске. Возможно что они не работают в позднее время.

4 января

3-00 (+3) Подъем и сборы в дорогу. Через полчаса выехали в Аральск, едем в сторону Храмтау. Погода безоблачная, но очень ветренно. Температура -22. Пройдено 2321 км от Киева.

4-55 (+3) Проехали Храмтау. Дорога отличная. Спокойно идем 80-100 км/ч. Начинается очень красивый рассвет. Небо чистое, снега нет. Температура -16 (правда через 15 минут она уже опустится до -23). 2404 км от Киева.
6-25 (+3) Проезжаем Карабутак. Почти все время температура -23. Дорога отличная. Проехали уже 2532 км от Киева. Солнце только поднялось - рассвет очень долгий.
7-05 (+3) Кончилась хорошая дорога. 2591 км от Киева. Опять едем по обочине - по "дороге" ехать невозможно. Температура -19.
8-50 (+3) До сих пор едем по бездорожью. Дорога всё хуже и хуже, хотя временами попадаются небольшие участки по которым можно ехать 50 км/ч. Сделали на короткой остановке совместную фотку. Проехали 2641 км от Киева. От Октобе (Актюбинск) 325 км. Похоже, что мы въехали в мертвую долину, про которую рассказывал Оперативный Дежурный в Актюбинске.
Мертвая Долина (или еще Долина Смерти) - достаточно большой участок, протяженностью порядка 150-200 км, где высоко к поверхности находятся грунтовые воды, из-за чего земля "играет" - там где сегодня яма, через неделю может быть бугор, и наоборот. Поэтому, по рассказам, там обломались в 10-й раз прокладывать дорогу из-за бесполезности и она расползается и разбивается тракторами и редкими камазами и уазиками. Кстати, по краям дороги, между самокатанными дорожками валяются остатки фур, уазиков, многочисленные оси, мосты, кабины. Надо ехать аккуратно - есть опасность напороться на скрытую снегом какую-нибудь железяку. Еще эта долина примечательна необъяснимыми климатическими и погодными сюрпризами - при ясном небе, при позитивном прогнозе, может вдруг подняться буран, который будет идти несколько дней. Такой вот бермудский треугольник.
9-30 (+3) На дороге в 15 метрах от нас сидит лиса и смотрит на нас. Красивая как из сказки. Мы останавливаемся и открываем окна. Лиса спокойно смотрит как мы достаем фотики, потом медленно встает и лениво уходит. Погода очень ясная. Сильный ветер. Без осадков. Температура -17. Дорога полное говно. Точнее она где-то рядом, но ехать по ней значит оставить машину в этой долине. Пройдено 2663 км от Киева.
ПРОДОЛЖЕНИЕ

e-mail
main page

Hosted by uCoz